Психолог, психотерапевт Ермишина Светлана
+7 (926) 492-27-40
г. Москва, р-н Куркино, ул. Соловьиная роща, д.3, корп.1

8 правил воспитания детей от психолога Людмилы Петрановской

Наверняка вы встречали в жизни людей на которых все "ездят"? Людей которые не умеют отказывать, отстаивать свою точку зрения, даже не умеющих просто сказать слово "нет"? А людей, которые при первой же сложности "складыват лапки" и отказываются бороться? Будет ли такой человек успешен в жизни, много ли он добьется, будет ли счастлив?

Скорее всего, таких людей слишком «успешно» воспитывали. Да так успешно, что с тех пор само слово «нет» присыхает у них к гортани.

Вот несколько советов, как не допустить такого результата и вырастить человека, который будет способен постоять за себя и сможет справиться с жизненными трудностями.

  • Бытует мнение, что закалять ребенка трудностями и невзгодами нужно с детства. Тогда он будет лучше справляться с ними потом в своей взрослой жизни. Это мнение ошибочно! Многочисленные исследования показали, что лучше справляются с трудностями те, кто рос в семье, где ребенка защищали и оберегали, где было принятие и понимание, где ребенок был счастлив и спокоен. Писхика этих детей имеет запас прочности, стресс они переносят значительно проще, сохраняя способность проявлять гибкость в решении проблемы, обращаться за помощью в случае необходимости. А в случае невозможности благополучного исхода (так тоже бывает в нашей жизни не редко), способны утешить себя сами, что бы продолжить жить дальше. Благодаря этому навыку, навыку самоутешения, они не погружаются в пучину переживаний на длительное время. Те же, кому не досталось в детстве достаточно внимания, защиты, помощи и понимания родителей и они вынуждены были оставаться наедине со своей болью и страхами, вырастая имеют очень острую реакцию на стресс, сваливаясь либо в агрессию, либо в депрессию.
  • Если хотите вырастить ребенка способного справиться со стрессами, жизненными сложностями? Значит, всё детство обнимайте его, утешайте, помогайте ему осознавать и проживать его чувства, развивайте эмоциональный интеллект. Ни вкоем случае не говорите: "Не плачь", "Не смей злится"..., не стремитесь сразу отвлечь или развлечь, проговорите эмоцию, разделите ее с ребенком, научите безопасно для него ее прожить. Помогайте ему проживать стресс, оставаясь живым, со своими эмоциями и выходить из него, а непроглатывать неприятные чувства. Пусть ребенок плачет, огорчается, протестует, злится, боится — и пусть с вашей помощью он учится принимать несовершенство мира, и тгда он сможет перейти от разочарования и протеста к утешению и примирению с реальностью.
  • "Контейнирование" - термин введенный в психологии для объяснения процесса где один человек может быть для другог "психологической утробой", способностью дать ему успокоение, утешение, а в дальнейшем и объяснение того что с ним происходит, в своих объятиях. Так что вмещает контейнер? Все те чувства, которые появляются у маленького человечка в процессе его роста. Те самые чувства, с которыми ему еще не под силу справиться самому. Боль, страх, обиду, разочарование, злость — то, что мы все испытываем в ситуации сильного стресса. Хочу сказать, что термин "контейнирование", не имеет ничего общего с воспитанием в атмосфере потакания, вседозволенности и избегания трудностей. Он о том, как научить ребенка эти трудности (в психологии есть термин фрустрации) преодолевать без ущерба для его «зреющей» психики. Принимая, поддерживая, научая обращению с эмоциями, мы помогаем ребенку вступать во взрослую жизнь с высокой стрессоустойчивостью, реалистичным взглядом на жизнь. Человеком, который в дальнейшем сможет все это же дать своему ребенку и вырастить уже его способным справляться с трудностями этой жизни. Если взрослые по каким-то причинам (состояние физического здоровья, различные психологические проблемы, а так же люди не получившие этот опыт от своих родителей) не смогут контейнировать эмоции своего ребёнка, то в будущем у такого ребёнка будут различного рода сложности с преодолением фрустраций, то есть препятсивий на его жизненном пути. Ему будет сложно находится в ситуации неопределенности, в ситуациях невозможности реализации каких-либо потребностей. Все это конечно же усложнит жизнь такого ребенка в дальнейшем.
  • Перестараться с "контейнированием" невозможно. Не бойтесь вырастить неженку, которая в своей жизин не сможет справится с жизненными невзгодами, ваш страх необоснованн. Ни один ребенок не остался в в "психологической утробе" на всю жизнь. Как только ребенок восстановится, наберется сил, уверенности в себе он немедленно выскочит из нее и благополучно двинется навстречу своей жизни. А ваша задача внимательно наблюдать за своим ребенком и во время передавть ему ответственность за то, с чем он уже может справляться сам.
  • Запрос ребенка - "мне нужно!", " мне страшно!" и ответ взрослого - "я помогу!", "я защищу!". Если на эти запросы всегда следует ответ, цикл программы закрывается и процесс идет дальше. Когда потребность ребенка с радостью и щедро удовлетворяется родителем, ребенок освобождается от нее. Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать защиту, заботу и помощь и приводит к независимости в дальнейшей жизни и к способности обходиться без внешней поддержки и помощи, справлятся с любыми проблемами самостоятельно.
  • Очень важный момент следить за тем, чтобы ребенок не испытывал страха в отношениях с вами и минимизировать его в отношениях с миром. Познавательная активность не терпит сильного и длительного стресса. Тормозится не только когнитивное развитие, но и физическое и эмоциональное. Если ребенку очень страшно, плохо, одиноко, то ему не до новых знаний, не до общения и развития.
  • В момент острых эмоциональных потрясений, если мы хотим, чтобы ребенок нас услышал и понял, очень важно прежде всего успокоить его лимбическую систему (систему мозга, отвечающую за эмоции). Утешить, может быть дать побыть одному или просто быть молча рядом. Дать ему почувствовать, что мы по-прежнему его родители, мы с ним рядом и по-прежнему готовы защищать и заботиться. Обнять, утешить, проговорить его чувства, чтобы он понял, что вы его понимаете, не просто слушаете, а слышите, чувствуете его переживания.
  • Когда мы обнимаем, защищаем, помогаем, утешаем нашего малыша, мы, конечно, не задумываемся о том, что через несколько десятков лет спустя именно эти наши объятия, наши слова и наша любовь и поддержка могут спасти его от опасного пренебрежения собой, от всевозможного рода зависимостей, от роковой ошибки, от депрессии, от капитуляции перед болезнью или бедой. Именно это наше отношение поможет ребенку прожить счастливую, наполненную разными событиями жизнь! Именно так оно и работает. Когда его детство закончится, наша любовь и ощущение поддержки, как фундамент здания которое он будет строить, останутся с ним — навсегда!